Как приготовиться к исповеди и святому Причащению

Грех – это не только преступление закона Божьего, но и болезнь души, мучение совести, скрытый гнойник, отравляющий жизнь. Грех часто кажется сладким, но плоды его горьки. Грех отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога – это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия и мучаем самих себя.
Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения, обрести радость возвращения к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.
Личное устное исповедание грехов пред Богом в присутствии священника – непременное условие Таинства Покаяния. Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем. Это не является исповедью. В таком лжепокаянии сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и, прежде всего, — упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.
В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». В результате мы не видим ничего из ряда вон выходящего в том, что бы мы ни натворили: нам кажется, что так поступают все. Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне опознал в себе эти грехи, и я должен с ними расстаться. Это нужно лично мне, а не кому-то; от этого зависит моя вечная жизнь или смерть.
Другим камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на первую исповедь. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога данным совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом духовном деле. Грехи человеческие не отличаются разнообразием. Священник – специально подготовленный служитель. Его невозможно удивить. Он сохранит Вашу исповедь в тайне.
Готовясь к первой исповеди, самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с того времени, когда Вы стали различать плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый голос мысленно будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь в первую очередь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими — греховными навыками, привычками бороться изо всех сил.
Чтобы правильно подготовиться к исповеди, нужно хорошо знать, что такое хорошо, а что такое плохо, ведь обычаи человеческие очень часто расходятся с волей Бога, с Его заповедями, данными нам для нашего вечного счастья. Поэтому нужно прочитать книгу, в которой раскрывается нравственное учение Церкви Христовой. Очень хорошим пособием является книга Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Более простой книгой для подготовки может быть «В помощь кающимся». Обе книги можно найти в интернете или в церковной лавке.
Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. Необходимо примириться с тем, с кем находишься в ссоре. Простить обиды.
На исповеди не следует: исповедоваться в чужих грехах, рассказывать пространные истории. Не нужно исповедоваться общими словами. Мы должны сказать, в чем конкретно мы оказались недостойными любви Божией. Не нужно говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем. Нельзя на исповеди утаивать грехи, каяться выборочно. Нужно рассказывать всё, что было плохого. Если мы что-либо утаиваем намеренно, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.
Молитва прощения грехов читается священником над покаявшимися. Если мы не собираемся отказываться от своей греховной жизни, то священник не имеет права от лица Бога отпустить нам грехи. Покаяние в таком случае не совершилось, исповедь осталась простым рассказом о своих грехах, которые остались на нас.
Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Необходимо исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам, старательно исполнять заповеди Божии. Для борьбы с грехом требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы регулярные исповедь и Святое Причащение, чтобы жить во Христе постоянно.
Тяжкие грехи требуют сугубого покаяния, строгости жизни, терпения скорбей и смирения, понуждения себя на многие добрые дела. Как говорил святой Киприан Карфагенский (III в.): «Сколь много мы согрешаем, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления».
Не нужно забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. «Впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», — говорят святые отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое».
Святое Причащение — это Таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина вкушает Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа для Жизни Вечной.
Желающий причаститься должен подготовиться к этому Таинству соединения человека с Богом. Подготовка касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается ограничение в пище (пост) и воздержание от супружеских отношений. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясные и молочные продукты и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты, растительная пища употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться (речь идет о телевизоре, компьютерных играх, развлекательной музыке и т.п.). Такая подготовка должна продолжаться хотя бы три дня.
В процессе подготовки нужно прочитать по книге Молитвослов «Последование ко Святому Причащению».
Это чтение можно разделить для удобства и наилучшего усвоения на несколько частей.
Перед Святым Причащением необходимо посетить вечернее богослужение, совершаемое у нас в 16 часов, и исповедоваться.
После полуночи уже не едят и не пьют — ко Святому Причащению приступают натощак. Утром можно почистить зубы.
После Святого Причащения нужно стремиться быть в трезвении, воздержании и немногословии. Необходимо выслушать в храме или прочитать дома по молитвослову благодарственные молитвы.
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием ко Святому Причащению, но об этих обстоятельствах необходимо сообщить на исповеди священнику, чтобы получить духовный совет.